• 16.09.2020 Уважаемые родители! Мы предлагаем Вам включиться в работу по ранней профилактике вовлечения подростков в употребление наркотических средств и психотропных веществ и просим Вас дать согласие на участие Ваших детей (возраст 13+) в социально-психологическом тестировании. Нужно ли тестирование Вам, Вашей семье?

  • - ДА – если Вы понимаете значимость проблемы и необходимость активных действий по предотвращению вовлечения ваших детей в наркопотребление.

    - ДА - если вы испытываете чувство озабоченности или беспокойства в отношении своего ребенка.

    - ДА - если Вы активны и приветствуете профилактические меры в интересах Ваших детей!

    Интересующие Вас вопросы можно задать классным руководителям (на родительских собраниях, он-лайн консультациях, в родительских группах), психологам, социальному педагогу. Для учащихся (возраст 15+) информация доводится на классных часах психологами школы, социальным педагогом, классными руководителями

    Психологи школы: каб. 17, 5-8 классы Гореликова Анна Сергеевна, 9-11 классы Кушнарук Вероника Александровна

    Социальный педагог: каб.51, Плужникова Юлия Вячеславовна

    Заместитель директора: Климова Cветлана Васильевна, каб.21

    Помните: проблему легче предотвратить, чем справиться


    Информация по проведению социально-психологического тестирования

    Уважаемые родители!

    Вы, безусловно, — самые бли зкие и значимые для ребенка люди. Вы стремитесь быть успешными родителями. Вы испытываете тревогу и беспокойство за настоящее и будущее своего ребенка. Это здоровые эмоции, они заставляют действовать, своевременно прояснять то, что Вас беспокоит.

    Современный мир - это мир скоростей, мир стремительного темпа жизни, мир компьютерных технологий и новых возможностей, мир соблазнов и искушений. Жить в нем одновременно и интересно, и сложно.

    Многие подростки кидаются в крайности: то бросаются в погоню за удовольствиями, то переживают разочарования, доходящие порой до поведения с риском для жизни.

    Не только соблазны и искушения современного мира и общества могут нести опасности для подростка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое и импульсивное. Вместе с ребенком растет родительская тревога за будущее, все чаще возникает вопрос, что будет дальше...

    Многих родителей тревожит рискованное поведение подростков, потребность в риске. Если разобраться, в тяге к рискованному поведению нет ничего плохого. Это часть развития личности, взросления, период, когда еще недавний ребенок должен самостоятельно выйти из привычного, понятного круга семьи и встретиться с внешним миром. Естественно, ребенок никогда и не был изолирован от окружающих (детский сад, школа, кружки, двор и т.д.). Но ранее он не принимал так много самостоятельных решений, был ориентирован на поведение родителей, их одобрение или порицание. Подросток хочет стать самостоятельным, считая себя почти взрослым.

    Взрослым – значит таким, как… Родитель? Герой боевика? Взрослый хулиган во дворе? Герой «Дома-2»? или иным? Вот и подростку трудно разобраться в моделях взрослости, демонстрируемых ему со всех сторон. Но, он точно знает, что быть взрослым – это значит позволять себе рискованное поведение в том числе.

    Несмотря на то, что поиск риска характерен практически всем подросткам, риск риску рознь.

    Выделяют 2 типа рискованного поведения:

    первый - когда подросток рискует с целью получения позитивного опыта для дальнейшей самостоятельной жизни. Это рискованное поведение, помогающее развить определенные качества личности, преодолеть страхи, влиться в социум, добиваться поставленных целей (вступление в группы, клубы, волонтерские отряды, организация собственных социальных объединений, разделение своих чувств с друзьями, занятия спортом - с учетом безопасности,выбор занятий и заданий повышенной сложности в учебной деятельности, участие в кружках, научных клубах, в походах, квестах и др.)

    второй - поведение, включающее виды деятельности, опасные для жизни и здоровья. К ним относятся употребление наркотиков, алкоголя, нарушение закона и т.д. В этом случае подростки могут искать или создавать ситуации явной угрозы для жизни: балансировать на краю крыши, перебегать через рельсы перед близко идущим поездом и т.п. С каждым разом поведение подростков становится более рискованным и опасным, они начинают выпивать больше алкоголя, пробовать разные наркотики, вести беспорядочную половую жизнь и т.д. Негативные последствия такого поведения их не останавливают.

    Вы раздраженно скажете, что это точно не про Вашего ребенка! Так думают 99% родителей!

    Увы, не существует никаких гарантий того, что взросление Вашего ребенка обойдется без «второго» типа рискованного поведения.

    Что же необходимо знать родителю для того, чтобы разобраться в указанном вопросе? Давайте посмотрим, что способствует или помогает ребенку избежать вовлечения в деятельность, опасную для жизни и здоровья.

    Факторы риска — социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение и факторы защиты — обстоятельства, повышающие социальнопсихологическую устойчивость к воздействию факторов риска.

    Другими словами, ребенок должен научиться рисковать в пределах границ безопасных для жизни, приобретать важные навыки и уметь справляться с жизненными и психологическими проблемами. А задача родителей - вовремя заметить, распознать, предотвратить включение ребенка в ситуации опасные для его жизни.

    С 2013 года во всех образовательных организациях Российской Федерации на основании Федерального закона № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» (далее Закон) осуществляется процедура тестирования, направленная на раннее выявление незаконного потребления обучающимися образовательных организаций наркотических средств и психотропных веществ.

    В соответствии со статьей 53.4 Закона раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ включает в себя два этапа:

    - социально-психологическое тестирование обучающихся в образовательной организации (далее СПТ);

    - профилактические медицинские осмотры обучающихся (далее ПМО)

    Часто задаваемые вопросы о СПТ

    С какой целью проводится СПТ обучающихся?

    - СПТ позволяет оценить процесс становления личности обучающегося. Нормальное

    взросление и развитие – это достижение поставленных целей, получение образования и

    выход в самостоятельную жизнь. Однако этот процесс может нарушаться. СПТ позволяет вовремя заметить возникающие проблемы в развитии (факторы риска) и предложить своевременную помощь обучающемуся и его семье.

    - СПТ носит, прежде всего, профилактический характер, и призвано удержать подростков и молодежь от «экспериментов» с наркотиками, от так называемой «первой пробы» и дальнейшего приобщения к потреблению.

    - СПТ является необходимой мерой социального контроля и предупреждения распространения наркомании в подростковой и молодежной среде.

    С какого возраста проводится СПТ?

    В СПТ принимают участие лица, достигшие возраста 13 лет (с 7 класса) исключительно

    при наличии письменного добровольного информированного согласия одного из родителей (законного представителя). Согласие фиксирует разрешение вашему ребенку участвовать в тестировании, а также подтверждает вашу осведомленность о цели тестирования, его длительности и возможных результатах.

    Обучающиеся в возрасте 15 лет и старше дают добровольное информированное согласие на участие в социально-психологическом тестировании самостоятельно.

    Если ребенок обучается в 7 классе, но не достиг возраста 13 лет, он также может стать

    участником СПТ при наличии письменного добровольного информированного согласия одного из родителей.

    Совершенно не нужно давать согласие на участие подростка в СПТ обоим родителям, бабушкам, дедушкам и старшим братьям! Достаточно согласия одного из родителей – папы и ли мамы.

    Что означает понятие «информированное добровольное согласие»?

    В России понятие «информированное добровольное согласие» получает легитимность с

    момента принятия «Основ Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993 г.) и сохраняется в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Смысл, в котором используется это понятие в законе, раскрывается в IV разделе вышеупомянутого закона «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ».

    Во-первых, с помощью этого понятия фиксируется «согласие на медицинское вмешательство» (статья 20). Во-вторых, провозглашается право пациента на информацию о состоянии своего здоровья, «в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи» (статья 22), а также «право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него (гражданина) вредное влияние» (статья 23).

    При проведении СПТ информированное добровольное согласие родителя или ребенка

    подтверждает наличие у них знаний о целях, задачах, принципах, порядке, этапах проведения тестирования, используемых тестах (опросниках), интерпретации ответов, а также обеспечение безопасности обучающихся и защите их прав.

    Не будет ли тестирование провоцировать интерес ребёнка к наркотикам?

    С 2019 года во всех образовательных организациях Российской Федерации вводится Единая методика СПТ обучающихся, разработанная и подготовленная к внедрению Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации. Вопросы Единой методики не содержат информацию о каких-либо наркотических средствах и психотропных веществах.

    Могут ли быть негативные последствия по результатам СПТ?

    В соответствии с законодательством СПТ является конфиденциальным.

    Требования Федеральных законов: от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях

    прав ребёнка в Российской Федерации», от 27 июля 2007 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», от 07.06.2013 N120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» будут соблюдены в полном объеме. За это руководитель образовательной организации несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

    Личные данные ребенка кодируются. Конфиденциальность при проведении СПТ и хранении информированных согласий обеспечивает руководитель образовательной организации.

     

    Можно ли передать результаты СПТ третьим лицам?

    Да, но только в том случае, если родителей или сам обучающийся, достигший возраста 15 лет, дал на то особое разрешение.

    Каждый родитель имеет право на получение информации о результатах СПТ своего ребенка, не достигшего 15 лет. Дети с 15 лет могут обратиться за результатами теста самостоятельно. Результаты СПТ (конфиденциально) обучающийся 15-ти лет и старше или родитель подростка до 15 лет может обсудить со школьным психологом.

    Для чего это нужно и что дают результаты теста?

    Чтобы понять какие социально-психологические факторы не позволяют подростку

    преодолевать препятствия, возникающие на пути его личностного становления и развития, разработать индивидуальный профилактический маршрут, развить в дальнейшем механизмы психологической защиты. Результаты СПТ не являются основанием для применения каких-либо мер дисциплинарного наказания!

    СПТ помогает выявить детей, употребляющих наркотические и/или психоактивные вещества?

    СПТ не выявляет конкретных подростков, употребляющих наркотические и психоактивные вещества. Оно не является основанием для постановки какого-либо диагноза Вашему ребенку!

    СПТ - это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно

    факторы риска, способствующие возможному вовлечению в зависимое поведение, в том числе связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности.

    Могут ли родители присутствовать во время проведения СПТ?

    В соответствии с п.10 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20 февраля 2020 года № 59 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях» при проведении тестирования допускается присутствие в кабинете (аудитории) в качестве наблюдателей родителей (законных представителей) обучающихся, участвующих в тестировании.

    Нужно ли тестирование Вам, Вашей семье?

    -ДА – если Вы понимаете значимость проблемы и необходимость активных действий по

    предотвращению вовлечения ваших детей в наркопотребление.

    - ДА - если вы испытываете чувство озабоченности или беспокойства в отношении своего

    ребенка.

    - ДА - если Вы активны и приветствуете профилактические меры в интересах Ваших детей!